21:02 Потерянное поколение куда утекли российские "мозги"? | |
«Жизнь в сорок лет только начинается», - утверждал один из персонажей культового кинофильма «Москва слезам не верит». Судя по отношению к представителям средних возрастов в науке, это не совсем так. Сейчас именно в этой возрастной категории, «тех, кому за 35», наиболее глубокий провал. Иных уж нет в науке, а те далече. Почему так получилось? Почему ученых в самом рабоaтоспособном возрасте (условно от 35 до 50 лет), когда многое удалось уже освоить, а старость еще далеко, меньше всего в научных коллективах? Как сформировалось это потерянное поколение, так сказать, 2.0? И куда оно, собственно говоря, потерялось? Попробуем ответить в этой статье. Тем более что автору этих строк сделать это несложно, ведь он как раз и является представителем этого самого куда-то подевавшегося поколения ученых. Но для начала немного посчитаем - тем, кому сейчас примерно 45 лет, в 1991 г., когда сменился в нашей стране общественный строй, а вместе с ним и отношение к науке, было 23 года, возраст окончания института и поступления в аспирантуру. И тут начались первые потери. История среднего возраста При Советской власти идти в науку было престижно и, что скрывать, во многих отраслях выгодно. В момент торжества демократии все резко переменилось. В 1990-е годы становится ученым стало абсолютно нерентабельно. Три года аспирантуры и написания диссертации вычеркивали из жизни будущего потерянного поколения три года как минимум. За это время сверстники успевали обзавестись семьями, создать свой бизнес или сделать какую-никакую карьеру. Бедный же аспирант должен был как-то сводить концы с концами, отказывать себе во всем, сидеть на шее у родителей и/или супруга (супруги). В советский период подготовка кандидатской диссертации тоже отнимала много сил и времени, но оно стоило того — в финале защитившегося ждал не только банкет в «Арагви» или «Праге», но и хорошая интересная работа, к которой нередко прилагалась жилплощадь. В 1990-е гг. ничего уже не прилагалось — максимум, на что мог рассчитывать, старший научный сотрудник — это несколько тысяч рублей зарплаты плюс тысяча-другая гранта. Все. На эти деньги не прокормишь не только семью, но даже самого себя. К счастью, у нас, в России, живут удивительные люди — многие решили работать, несмотря ни на что. Энтузиасты верили: не может же быть ужас без конца, когда-нибудь должно же наступить «светлое завтра»? И немалое число ученых будущего среднего возраста продолжали работу над проектами, ибо последующее поколение было совсем уж зеленым. Средний возраст наших дней В общем, была у людей надежда, что пройдут годы и ситуация в науке изменится к лучшему, а о них не забудут. И действительно, рост цен на энергоносители опосредованно позволил улучшить положением с финансированием научных исследований в 2000-е годы. Появились гранты, потом подняли заработную плату и, наконец, даже стали давать квартиры и жилищные сертификаты. Все прекрасно, одно только плохо — многие уже выпали из листа ожидания, покинув возрастные границы, которыми принято выделять молодых ученых среди всех остальных — 35 лет для кандидата наук и 40 для доктора. Почему именно этот возраст указан, как пороговый, - не знаю. Равно, как и не знаю, почему, 36-летний кандидат уже не считается молодым, а его сверстник, защитивший докторскую диссертацию, еще очень и очень молод. В результате среднее поколение вновь оказалось обойденным. Если в 1990-е гг. не было средств на материальное стимулирование, то в наше время все они уходят на поддержку более молодых специалистов. Но это не могло не сказаться на оттоке из научной области, прежде всего, ученых 30-40 лет. Многие уехали за границу, другие перепрофилировали сами себя в другие специальности. Высок процент совместителей среди средневозрастных ученых. Прожить на одну лишь зарплату ученого — задачка посложнее доказательства теоремы Ферма. И далеко не все ученые решились ее разгадывать. Задержать некоторых в науке, будем откровенны, могли хотя бы карьеристские соображения, но этот стимул в силу ряда причин оказался не задействованным. Должности руководителей отделов и лабораторий прочно занимают люди пенсионного, а иногда и преклонного возраста. У них просто нет другого выбора, да и потенциал еще советской школы ученых настолько высок, что далеко уже не юный возраст многим совершенно не помеха. Проблема только в том, что некому будет передать со временем эстафету. Среди 40-50-летних выбор не богат зачастую, а научную молодежь уже затронули плоды реформ образования. Многое, что они не получили в школе и вузе, приходится осваивать уже по ходу работы в научном коллективе и/или подготовки кандидатской диссертации. Дорогу тем, «кому за 35» В этой ситуации хочется миновать один из двух классических вопросов российской интеллигенции «Кто виноват?» и сразу приступить ко второму - «Что делать?» Нужно срочно и реально проводить обновление руководства среднего звена, делать наиболее способных ученых среднего возраста сначала замами, а через год-два руководителями подразделений. Можно было бы предусмотреть более гибкий подход к возрастным ограничениям при поддержке молодых ученых. В порядке исключения для наиболее одаренных, но плохо материально обеспеченных специалистов немного постараше по ходатайству Ученых советов можно было бы отодвигать ее до 40-45 лет. Хотя это не главное. Если молодым ученым, прежде всего, требуется материальная поддержка, то для поколения «за 35» более важно доверие в научной области. Правильно было бы, чтобы руководителями проектов становились люди данного, наиболее, как доказано всей историей человеческой цивилизации,продуктивного для ученого возраста. Без этого прорыва не будет. Вспомним, что И.В. Курчатов возглавил атомный проект СССР в возрасте 40 лет, в этом же возрасте С.П. Королев назначен главным конструктором ракет. Ну а А.Д. Сахаров в 32 года стал академиком. Смена поколений — всегда болезненный процесс. Но он не неизбежен, как приход весны после зимы. Если же затягивать его до бесконечности, то можно просто упустить многое. Самое главное, теряются кадры, в воспитание и образование которых государство вкладывало немалые средства. Именно этой озабоченностью вызвана моя публикация. Если поколение среднего возраста будет переживать кризис этого самого среднего возраста и дальше, то из кризиса трудно будет выйти всей российской науке. Трудно, если вообще возможно, будет вернуться ей на передовые рубежи,которые занимала ее советская предшественница под руководством 30-50-летних ученых. Автор: Александр Евдокимов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН | |
|
Всего комментариев: 0 | |